Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта







Сделано в СССР

"Изюминки" советских (российских) фарфоровых заводов

В послевоенные годы в нашей стране происходило возрождение предприятий народного хозяйства, велась большая работа по восстановлению народных промыслов. В эти годы художественные промыслы начинают рассматриваться не только как отрасль мелкой промышленности, но и как самобытное, коллективно создаваемое искусство, один из важнейших источников и компонентов общенародной культуры. В ряде промыслов в советские годы выявились совершенно новые черты в особенностях художественного стиля, технике и манере исполнения, не свойственные произведениям прежней ремесленной школы. К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт.

В августе 1968 года выходит постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов», в котором подчеркивается важность воспитательной функции народного искусства, предлагается шире использовать его наследие на уроках труда и изобразительного искусства, а в школах, расположенных в районах бытования народных художественных промыслов, рекомендуется изучать характерные для них приёмы художественной обработки материалов.

Особое значение для народных художественных промыслов имело Постановление ЦК КПСС 1975 года, в котором говорилось о необходимости всемерно содействовать творческой активности мастеров и художников, увеличению выпуска высококачественных изделий народных художественных промыслов, популяризации народного искусства.

Событием для художников и мастеров стало принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.

В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению народных промыслов и ремесел. Изделия из фарфора, выпускаемые в 1950-1980 годы, не только интересны, но и самобытны, сейчас они представляют огромный интерес для коллекционеров. Советские фарфоровые шкатулки, представленные в нашем музее, уже не выпускаются, их формы утрачены, а некоторые заводы прекратили своё существование. 

Императорский (ленинградский) фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург)

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский учёный Д.И.Виноградов (1720-1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы  приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближённым и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С воцарением Екатерины II (1762-1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей – «удовольствовать всю Россию фарфором».

В 1918 году предприятие национализировали и уже «Государственный фарфоровый завод» перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

В 1930-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича – Н.Суетина – творческий коллектив предприятия создаёт новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».

В настоящее время продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в США, Германию, Францию, Англию, Канаду, Швецию, Норвегию, Японию и другие страны.

1                      2                       3   

1. Шкатулка-чернильница «Медвежата», авторы – скульптор Евгений Иванович Чарушин, художник Иван Иванович Ризнич

2. Набор для туалетного столика: шкатулка-пудреница, мыльница, стаканчик для зубных щёток

3. Туалетная коробочка, автор – Воробьевский Алексей Викторович 

 

Конаковский фаянсовый завод (г. Конаково, Тверская область)

Конаковский фаянсовый завод – одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.-Х.Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне – город Конаково Тверской области). Сначала дела завода пошли в гору, он славился своей высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А.Я.Ауэрбах (1796-1846), фабрика начала получать заказы императорской фамилии. После смерти А.Я.Ауэрбаха, его наследники не смогли вести дела фирмы удачно. Они попытались модернизировать производство, вложили в это большие деньги, но прогорели.

В 1870 году завод со всеми его долгами выкупил предприниматель и заводчик Матвей Кузнецов (фамилия Кузнецова и название села – случайное совпадение). В 1889 году завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить не только фарфор, но и фаянс, а также майолику.

После революции завод был национализирован. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И.Калинина (ЗиК), а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. В настоящее время завод признан банкротом и заброшен. 

1                       2                        3    

1. Шкатулка «Белочка», автор – Эммануил Павлович Визин                          

2. Шкатулка «Синичка»                                  

3. Шкатулка «Корзинка с грибами»

4                      5                     6     

4. Шкатулка «Пенёк»                                                   

5. Шкатулка «Лесные орехи»

6. Шкатулка «Алёнушка»

7                        8                        9   

7. Шкатулка «Цветы»

8. Шкатулка «Ёжик»

9. Шкатулка «Рыбка» 

10                       11                    12   

10. Шкатулка «Грецкие орехи» 

11. Шкатулка «Цветочная»

12. Шкатулка «Горшочек»

Сейчас на базе художественной лаборатории заброшенного завода работает производственная компания «Конаковский Фаянс», выпускающая изделия по восстановленным формам как завода периода М.С.Кузнецова, так и времён СССР.

13                      14                      15  

13. Шкатулка «Грибок» (2012 год, повтор по форме Конаковского фаянсового завода периода М.С.Кузнецова, автор формы не известен), автор росписи – Людмила Белякова

14. Шкатулка «Еврей в ванной» (2015 год, повтор по форме Конаковского фаянсового завода периода М.С.Кузнецова, автор формы не известен), автор росписи – Нелли Туленкова

15. Шкатулка «Медвежонок», автор – Лукичева Ира, 10 лет (ученица детско-юношеского центра «Новая Корчева» г. Конаково, 2015 год) 

 

16                    17                    18   

 

16. Шкатулка «Грибы» (2017 год, повтор по форме Конаковского фаянсового завода периода М.С.Кузнецова, автор формы не известен)

17. Шкатулка «Курица» (2017 год, повтор по форме Конаковского фаянсового завода периода М.С.Кузнецова, автор формы не известен), автор росписи – Людмила Белякова

18. Скульптура «Сундучок "Змейка"» (2017 год), автор – Ирина Резчикова

 

Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область)

Дулёвский фарфоровый завод основан в 1832 году выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым. К 1852 году завод стал ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». В 1902 году М.С.Кузнецов был включен в почётный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А.Врубеля.

В 1918 году завод был национализирован. Начиная с 1950 года, помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эти годы в художественной лаборатории завода работали такие известные художники как Пётр Васильевич Леонов, Иван Григорьевич Коньков, Владимир Климентьевич Яснецов, скульпторы Алексей Георгиевич Сотников, Павел Михайлович Кожин, Аста Давыдовна Бржезицкая, Ольга Михайловна Богданова, Нина Александровна Малышева, Тамара Ивановна Воскресенская. Сейчас работы этих скульпторов и художников украшают музеи и галереи нашей страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира.

В 2012 году, в связи с тяжёлым финансовым положением, по решению трудового коллектива завод был продан российским бизнесменам предложившим путь оздоровления предприятия.

1                          2                         3  

1. Шкатулка «На птичнике» («Собачья будка»), автор – скульптор Сотников Алексей Георгиевич        

2. Шкатулка «Овечка с ягнёнком», автор – скульптор Сотников Алексей Георгиевич

3. Шкатулка «Белочка», автор – Воскресенская Тамара Ивановна

4                        4                        5  

4. Шкатулки «Старый город», автор – скульптор Нина Александровна Малышева

5. Шкатулка «Память о Москве», автор – Воскресенская Тамара Ивановна

                                           

              Хайтинский фарфоровый завод (д. Мишелевка, Усольский район, Иркутская область)

Хайтинский фарфоровый завод основан в июне 1869 года братьями Филиппом и Данилом Переваловыми из деревни Узкий Луг Черемховского уезда. Они занимались добычей огнеупорной глины для фабрики Сыропятова, которая находилась в Иркутске. Глину добывали в Трошковском карьере, в окрестностях деревни Мишелевки. Очень скоро братья Переваловы оценили уникальность белой «трошковской» глины и наладили в устье реки Хайты гончарное производство. Благодаря «трошковской» глине фарфор имел небывалую белизну, прочность и светонепроницаемость. В 1898 году фабрика заработала в полную силу, и скоро о ней стало известно не только в Иркутской губернии, но и за её пределами. В начале ХХ века хайтинский фарфор покорил Европу.

В 1906 году хайтинский фарфор получил Золотую медаль качества в Антверпене, оставив позади датские, голландские, китайские образцы, и приблизился к фарфору Санкт-Петербургской фабрики. В годы советской власти фабрика была национализирована и переименована в Первую государственную Хайтинскую фарфоровую фабрику «Сибфарфор».

До 1990-х годов продукция завода высоко ценилась. После перестройки, с началом роста цен на сырьё и с появлением дешёвой посуды из Китая, завод начал испытывать серьёзные экономические проблемы. В 2000-х предприятие было признано банкротом и фактически прекратило своё существование. В 2004 году завод купил ангарский предприниматель Владимир Шульц. Однако его усилия по возобновлению производства фарфора оказались безрезультатными.

Шкатулка «Байкал и Ангара», создана по мотивам бурятской легенды

Дело было давным-давно, жил в своём дворце седовласый Богатырь Байкал. Была у него красавица дочь – Ангара. Байкал был богат, стекались к нему со всех сторон богатыри, обложенные данью, было их более трёхсот. А помогал ему верный слуга – жестокосердный богатырь Ольхон.

Ангара слыла первой красавицей, красивее её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею. Была у Ангары шкатулка с волшебными бусами из драгоценных камней и самоцветов, которые она не решалась надевать, пока не появится её суженый.

Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и держал её взаперти, в недоступных глубинах. Тосковала красавица Ангара, думая о воле… Однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в далёких степях, откуда держала путь. Рассказала она о сильном и красивом богатыре Енисее, славном сыне Саяна. Услышала Ангара о Енисее и возжелала увидеть его. Но как же ей вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри! Сжальтесь над пленной душой! Не будьте суровы и строги ко мне, заточённой в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать, одолев эти стены из скал».

Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер её ещё крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь так далеко от родины. Выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать и ещё глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить её. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. Решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы и рыть тайный проход. Наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к Енисею. На бегу Ангара рассыпала на землю бусы из своей шкатулки со словами «Пусть загорятся здесь огни жизни, огни счастья, огни богатства и силы», а самые красивые бузы надела на себя.

Проснулся старик Байкал, видно что-то недоброе почуял. Кругом шум, треск. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Ударил Байкал по седой горе, отломил от берега целый утёс и бросил его с проклятием вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход. Но поздно. Ангара была уже далеко...

Прошло время, добрые пожелания Ангары исполнились: там, где были брошены волшебные бусы, возникли города. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Сейчас из воды виднеется лишь её верхушка. А сама Ангара – это единственная река, вытекающая из Байкала, несущая свои воды Енисею. 

Фарфоро-фаянсовый завод «Красный фарфорист» (Новгородская область)

Фарфоро-фаянсовый завод основан в 1898 году Иваном Емельяновичем Кузнецовым в селе Ботановка (в 12 км от города Чудово и в 1 км от села Грузино) в Новгородской губернии на реке Волхов. Предприятие выпускало фарфоровые и фаянсовые изделия с клеймом «ГФ» (Грузинская фабрика).

В 1918 году предприятие было национализировано и переименовано в «Красный фарфорист». А село, в котором оно располагалось, в 1919 году переименовали в посёлок Краснофорфорный. В 1920-е гг. завод вошел в состав треста «Новгубфарфор». В период с 1923 по 1930 годы основным направлением производства завода была агитационная продукция, которую помечали знаком «НГФ» – например, чайные пары с изображением серпа и молота, пятиконечной звезды, а также с различными призывными надписями и лозунгами – «Будь начеку!», «Пятилетку – в 4 года!» и т.д. С конца 1930-х гг. в клеймах фабрики отражается название ближайшего города – Чудово. Завод сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был восстановлен.

В начале 2000-х гг. «Красный фарфорист» именуется ООО «Фабрика И.Е.Кузнецова на Волхове» и «Кузнецовский фарфор». Следует отметить, что это единственное сохранившееся на сегодняшний день фарфоровое предприятие на новгородской земле. Заводы «Коминтерн», «Пролетарий» и «Возрождение» прекратили своё существование. «Коминтерн» разрушен в 1941 году, остальные два – после перестройки.

1                              2  

1. Шкатулка «Глобус», выпущена к международному фестивалю молодежи и студентов (1957 год), автор – художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин

2. Шкатулка «Юрий Долгорукий», автор – художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин

 

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ, г. Ленинград)

Завод возник в 1947 году на базе слияния двух артелей – «Минерал» и «Кооптруд». Новое предприятие получило название «Электротехприбор» и располагалось в Апраксином дворе. Изначально продукцию завода составлял технический фарфор. В 1952 году академик Н.Н.Качалов, директор Государственного исследовательского керамического института, предложил переквалифицировать предприятие, превратив его в опытный завод при институте. Так «Электротехприбор» превратился в опытный завод «Фарфор», где в специальной лаборатории велись разработки новых фарфоровых масс для изделий. При составлении ассортимента руководство предприятия старалось максимально учесть особенности потребительского спроса, совмещая современные веяния и проверенные годами традиции и приёмы дизайна фарфоровых изделий. Благодаря этому изделия ЛЗФИ отличаются некоторым авангардизмом и самобытностью. В основу декорирования многих из них легла история города – достопримечательности, памятники, важные исторические вехи в жизни Санкт-Петербурга. Такой подход позволил заводу быстро войти в число ведущих предприятий отрасли.

1                      2                      3   

1. Шкатулка «Лев»                                                                        

2. Шкатулка-пудреница «Матрёна», авторы – скульпторы Лев Наумович Сморгон и Александр Васильевич Дегтярёв

3. Шкатулка «Кремль», выпущена к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1917-1957) 

 

Артель «Прогресс» (г. Ленинград)

Артель «Прогресс» была создана после войны решением правительства, наряду со многими другими артелями с целью трудоустройства инвалидов. Возглавлял артель не директор, а избранный председатель, для работников было организовано общежитие. Работали цеха: ювелирный (сережки, брошки), пластмассовый (гребешки, мыльницы), фарфоровый (посуда, скульптура). Просуществовала артель до конца 1950-х годов, фарфоровое производство пришло в упадок и цеха артели передали самостоятельному ювелирному заводу. Рабочий коллектив фарфорового цеха был «приписан» к заводу «Стройфаянс» (никаких фактических данных о слиянии этих предприятий не имеется).

В 1962-1965 годах «Стройфаянс» входил в состав Ленинградского объединения по производству фарфоровых изделий имени М.В.Ломоносова, как производство № 3 (производство № 1 – ЛФЗ; производство № 2 – ЛЗФИ). В конце 1950-х годов артель «Прогресс» выпускала шкатулку «Горностай» (ещё она встречается под названием «Соболь»).

 

Вот такие фарфоровые «изюминки» есть в нашем музее, коллекция которого постоянно пополняется. Информация о новых находках будет постепенно добавляться. 

Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2017
Сайт создан в системе uCoz