Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта







Образ шкатулки в сказках народов мира
   Шкатулка, сундук, ларец в сказках народов мира   
 
      Слово "сказка" засвидетельствовано в письменных источниках XVII века. Само слово происходит от слова "казать" [3], то есть рассказывать. Сказка – это произведение устного народного творчества, для которого характерно мифо-поэтическое осмысление реальной действительности. Сказка несёт в себе информацию, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам.
     Сказка придумала ковёр-самолёт, а учёные изобрели космический корабль. Сапоги-скороходы в сказке придуманы для одного человека. Автомобили, самолёты, корабли в жизни – для многих. В сказке можно перенестись на край света. А в жизни щелчком компьютерной мышки можно оказаться в Африке, на Амазонке, увидеть белого медведя на льдине. Современные люди умеют больше, чем сказка. Но разные народы до сих пор берегут и сочиняют сказки, верят в них, и все взрослые обязательно рассказывают сказки своим детям.
     Какие сказки мы любим читать? Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в человеке всё самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и мудрость. Сказка и забавляет, и увлекает. Но при этом она ставит вопросы, на которые можно найти ответы только прочитав сказку до конца.
     Сказка – это средство познания мира. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, растениях и др. Народные сказки – неиссякаемый источник мудрости, на основе которого нередко создаются авторские сказки. Неудивительно, что сказки народов мира бывают очень похожи. Ведь события в сказках происходят вне географического пространства – в рамках сказочной географии: за Синим морем..., в далёком-далёком королевстве…, в Тридесятом царстве…, за тридевять земель…
      Вот мы и решили узнать существуют ли у разных народов сказки о шкатулках и сундуках. Есть ли в них что-то общее? А может быть они совсем разные, не похожие друг на друга? Мы проанализировали 80 народных и 16 авторских сказок [1, 2]. В сказках упоминаются шкатулка, сундук, ларец, ларь и короб. Во всём мире известны русские народные сказки "Маша и медведь", "Морозко", японская сказка "Волшебная шкатулка", басня И.А.Крылова "Ларчик", сказка В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке", сказки Г.Х.Андерсена "Сундук-самолёт", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" и многие другие. Но самое известное русское шкатулочное произведение – сказ П.П.Бажова "Малахитовая шкатулка" (1936-1945).  

     "…У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался. ˂ … ˃ Потом, когда подросла Танюшка, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или еще куда, Танюшка останется домовничать. Сперва, конечно, управит, что мать наказывала. Ну, чашки-ложки перемыть, скатерку стряхнуть, в избе-сенях веником подмахнуть, куричешкам корму дать, в печке поглядеть. Справит все поскорее, да и за шкатулку. Из верхних-то сундуков к тому времени один остался, да и тот легонький стал. Танюшка сдвинет его на табуреточку, достанет шкатулку и перебирает камешки, любуется, на себя примеряет…"

     Шкатулка в сказках – это всегда положительный образ, защита от зла, образ чего-то сокровенного, закрытого, хранящего какую-то тайну. Так, в индийской народной сказке "Заветная тайна" шкатулка – это тайник. "…Там плавает большая рыба, в брюхе у неё шкатулка, а в той шкатулке ожерелье. Это и есть душа твоего сына. Береги её…"
     В исландской народной сказке "Тюленья шкура" сундук – это не просто тайник, а тайник, разделяющий два мира – мир людей и мир животных. "Как-то раз на востоке, в Мирдале, один человек шел вдоль скал на берегу моря, рано утром, когда все ещё спали. Подойдя к какому-то гроту, он услышал, что там танцуют, а снаружи заметил несколько тюленьих шкур. Он взял одну из них, отнёс к себе и запер её в сундук. Днём он снова отправился к гроту. Там сидела красивая девушка, совершенно нагая, и плакала. Это был тюлень, чью шкуру забрал человек. Спустя какое то время человек женился на ней. Они жили в согласии, и у них родились дети. Крестьянин так и хранил шкуру запертой в сундуке, а ключ держал при себе, куда бы ни отправился. …Когда он вернулся, сундук был открыт, а его жена и тюленья шкура исчезли. Она взяла ключ, открыла из любопытства сундук и нашла шкуру. Тут она не смогла устоять перед искушением, простилась с детьми, надела шкуру и бросилась в море…"
      В итальянской народной сказке "Преццемолина" шкатулка – это защитница от злых сил. Однажды Приццемолина, героиня сказки, присела на траву отдышаться, отдохнуть. "…И тут стало её любопытство разбирать, что же внутри шкатулки? Раскрыла Преццемолина шкатулку, вылетела оттуда песня и растворилась в воздухе…"
     В большинстве сказок шкатулка (сундук) не является центральным образом (главным действующим лицом), однако её роль в развитии сюжета очень важна, из неё приходит помощь, поддержка главному герою. Шкатулка (сундук) может быть бытовым, волшебным, разграничительным, охранительным или спасительным символом.

    Образ шкатулки (сундука) раскрывается на предметно-материальном, реалистическом уровне. Шкатулка предстаёт в качестве предмета быта, выполняющего утилитарную функцию. Так, в русской народной сказке "Крошечка-Хаврошечка" сундук – это предмет мебели, выполняющий функции современного шкафа.

     "…Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст…"

     В русской народной сказке "Золотой конь" в шкатулке хранятся девичьи наряды, спрятанные от посторонних глаз. "…Марья-Королевна отвечает: Нет, погоди! Сумел меня увезти, сумей и шкатулку мою с уборами унести.
– А где же твоя шкатулка?
– Стоит моя шкатулка под тем столом, на котором батюшка-царь обедает…"

      В волшебном мире (мире добра и зла) шкатулка (сундук) выступает в качестве сверхъестественного предмета, имеющего чудесные происхождение и свойства.

     В русской народной сказке "Морозко" падчерица старухи за свою доброту получила короб с подарками, а дочка старухи за своё зло осталась ни с чем.

     "…Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повёз домой…"

     В карельской народной сказке "Пряхи у проруби" девочка в награду за свою работу получила от старушки сундук и ларец.

"…Хозяйка говорит:

– Вот тебе, добрая девушка, за труды, – и подаёт ей сундук и ларец.

     Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как открыла сундук – там всякого добра полно, раскрывает ларец – а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно!.."

     В разграничительном образе шкатулка предстаёт в качестве особого предмета (символа), способного разделить мир реальности и мир волшебства, не дав им смешаться, охраняя, таким образом, мир от хаоса.

     В сказке В.Н.Коростылева "Вовка в Тридевятом царстве" (1965) волшебство спрятано в ларце. Вовка мечтал ничего не делать. Желание исполнилось. Он попал в волшебный мир, где встретился с персонажами, названными автором двое из ларца, одинаковых с лица. "…Тебе, видать, нужно в Тридевятое царство. А там есть двое из ларца – одинаковых с лица. Что ни прикажешь – всё за тебя сделают..." Вовке такой мир не понравился. 

      В сказке Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (1906-1907) волшебство происходит с участием домового, который жил в сундуке и сделал Нильса маленьким-премаленьким. Таким маленьким, что его легко было поймать мухоловкой.

     "…Нильс поглядел. Вроде бы в комнате никого не было. Он пригляделся попристальнее. Что это? Матушкин большой сундук, который она всегда держала на запоре, открыт. Крышка откинута. Воры! Он проспал воров! Снова послышался шорох, и тут он увидел на краю сундука крошечного человечка. ˂ … ˃ Правда, Нильс и сам хорошенько не знал, что же ему дальше делать с домовым. Запереть в сундук? Отпустить? Но тут домовой заговорил…"

     Охранительный образ шкатулки (сундука) выражается в имеющемся у неё потенциале создания защитного кокона, изолирующего разрушительные силы.

     В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" в сундуке хранилась смерть Кощея. "…У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть. Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел…"

     В ульчской народной сказке "Скрипучая старушка" в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продлевала свою жизнь. "...Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, – сказала девушка. – Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть её в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит – под голову кладёт, спит чутко – не подойдешь к ней…"

      Спасительный образ заключается в использовании героем сказки шкатулки (сундука) в качестве средства, позволяющего избежать опасности или смерти.

      В русской народной сказке "Маша и Медведь" Маша спаслась в коробе от Медведя. "…Напекла Маша пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

– Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!

Машенька говорит:

– Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню…"

       В английской народной сказке "Сон коробейника" найденный сундук с серебром спас семью Джона от голода и смерти.

     "…Не успел Джон немножко покопать, как наткнулся на большой деревянный сундук, весь перепачканный землей и почти сгнивший. Джон отнес его в дом и открыл. И тут все просто онемели от удивления. В сундуке лежали груды золотых монет и разная серебряная посуда, а еще были там драгоценные камни и богатые украшения из чистого золота…"

     В сказке Т.И.Александровой "Домовёнок Кузька" (1977) рассказывается о волшебном сундучке: "…он заблестел в темноте не хуже, чем гнилушка или светляк. А когда вынес его из берлоги, то на сундучке так и засверкали прекрасные цветы и звёзды".

    В сказке Г.В.Александровой "Домовёнок Кузька в большом городе" (2010) шкатулка представлена в качестве музейного экспоната – редком для художественного произведения образе. "…Привидение с гуканьем и аканьем подлетело к зданию музея. …Оно указало на витрину, где стояли расписные шкатулки. Домовёнок нагнулся над стеклом и вздохнул. Старинные шкатулки сверкали драгоценными камнями. Но, к сожалению, среди них не было волшебного сундучка…"

    Рассмотрев образ шкатулки (сундука, ларца, короба) в сказках народов мира и определив функции шкатулки (сундука) мы решили провести социологический опрос на тему "Шкатулка (ларец, сундук) в сказках народов мира". Для этого по сказкам, где упоминается шкатулка (сундук) была составлена анкета из 10 вопросов. Анкетирование проводилось с июля 2011 года по март 2012 года. Было опрошено 4 группы – школьники 2-4 классов, студенты, мамы (папы) и бабушки (дедушки). Опрашивались жители Ставрополя, Владимира, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Рыбинска, Самары, Саратова и других городов России. Всего мы опросили 400 человек, по 100 человек в каждой группе.

1. Герои какого произведения с сундуком "за грибами ходили"?
– Маша и медведь                      + Дядя Фёдор, пёс и кот
– Потерянный кошелёк              – Алиса в стране чудес
 
  
* Цифрами на диаграммах показано количество правильных ответов 
     
       На 1-й вопрос лучше всех ответили бабушки и школьники. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант "Маша и медведь".
 
2. Где Вовка встретился с двумя из ларца – одинаковыми с лица?
+ в тридевятом царстве               – в далёком-далёком королевстве
– за тридевять земель                  – в тридесятом государстве
  
       Ответ на 2-й вопрос лучше всех знают бабушки. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант "В тридесятом государстве".
 
3. Жизнь какого сказочного героя хранилась в яйце, спрятанном в сундуке?
– Ивана-царевича                     + Кощея Бессмертного
– Барона Мюнхгаузена            – царя Салтана
 
   
       3-й вопрос оказался единственным, на который все 400 человек ответили правильно.
 
4. В каком произведении рассказывается о волшебном сундучке?
"…он заблестел в темноте не хуже, чем гнилушка или светляк. А когда вынес его из берлоги, то на сундучке так и засверкали прекрасные цветы и звёзды".
+ Домовёнок Кузька                   – В стране невыученных уроков
– Старик Хоттабыч                     – Волшебник Изумрудного города
 
  
 
       В 4-м вопросе опять лидируют бабушки, а мамы и школьники набрали почти одинаковое количество правильных ответов. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант "Волшебник Изумрудного города".
 
5. В песне из какого мультфильма есть такие слова:
"Корабли на дно уходят
С якорями, с парусами
На морской песок роняя
Золотые сундуки, золотые сундуки.
Корабли лежат разбиты,
Сундуки стоят раскрыты
Изумруды и рубины осыпаются на дно…"
 
– Летучий корабль                               – Леопольд и Золотая рыбка
+ В синем море, в белой пене            – Старик и море
 
    
 
       В 5-м вопросе бабушки стали лидерами. Большинство неправильно ответивших выбрали варианты "Летучий корабль" или "Старик и море".
 
6. О какой шкатулке рассказывается в сказе Павла Петровича Бажова "Медной горы хозяйка"?
– деревянной                  + малахитовой
– хрустальной                – медной
 
  
 
       В 6-м вопросе правильно ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в "Медной".
 
7. "Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" – это
– польская сказка                      + русская народная сказка
– цыганская сказка                   – белорусская народная сказка
 
   
 
       В 7-м вопросе опять лучше всех ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант "Белорусская народная сказка".
 
8. Маленькое Привидение из замка Ойленштайн спало днём на чердаке в …
– серебряном ларце                    + дубовом сундуке
– медной шкатулке                     – старом ящике
 
  
 
      8-й вопрос вызвал затруднения у всех групп, видимо это не очень известная сказка (автор – немецкий писатель Отфрид Пройслер). Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в "Старом ящике".
 
9. В какой сказке отец привёз подарки дочерям в сундуках дорожных, железом окованных?
– Гуси-лебеди                                   – Царевна-лягушка
+ Аленький цветочек                       – Пряхи у проруби
 
   
 
       В 9-м вопросе лидерами стали бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант "Пряхи у проруби".
 
10. В каком городе России установлен памятник "Шкатулка «Русские народные пословицы»"?
– Санкт-Петербург                         + Пенза
– Самара                                          – Новосибирск
 
   
 
     10-й вопрос оказался самым сложным. Неправильные ответы распределились одинаково по трём вариантам ответов. И это не удивительно. Ведь Шкатулка весом более 600 кг и высотой 2,5 метра установлена в городе Пенза в парке имени А.С.Пушкина 13 ноября 2010 года. "Шкатулка «Русские народные пословицы»" – новый памятник, о нём ещё не все знают. Памятник, действительно, представляет собой шкатулку, в которой, по замыслу авторов, находится настоящее сокровище – народная мудрость. Шкатулка отлита из бронзы. Главный герой композиции – реальное историческое лицо – солдат, первый воевода, человек, построивший город Пензу – Иван Харитонович Лачинов. В его руках ключ от города и от шкатулки.
      В результате социологического опроса были сделаны следующие выводы:
    1. Лучше всех сказки знают бабушки (дедушки). Они когда-то читали их сами, потом читали своим детям, а сейчас читают внукам.
    2. Мамы (папы) помнят не все сказки. В детстве они их читали сами (или им читали бабушки), сейчас они читают сказки своим детям, но прочитали ещё не все.
    3. Школьники ещё не успели прочитать все сказки.
   4. Студенты не помнят сказок. Те сказки, что читали в детстве, они уже забыли…, а сейчас им, видимо, не до сказок.
   Общее количество правильных ответов представлено на рисунке  
   
     В ходе проведенного исследования мы познакомились с произведениями устного народного творчества разных народов мира о шкатулках и сундуках. Увидели, что шкатулка занимает значительное место в мировой культуре. Это подтверждается тем, что в эпосе разных народов мира обязательно присутствует образ шкатулки. О древности шкатулки, как явления культуры, свидетельствует её присутствие не только в сказках народов России, стран Европы, Азии, Африки, но и в быту у многих народов мира. Вне зависимости от эпохи и места проживания того или иного народа образ шкатулки и её функции везде одинаковы.
     Сказка всегда связана с реальностью. Всё, что придумано сказкой, через годы (а может и тысячелетия) появляется в нашей, реальной, жизни. Именно деревянный сундук стал прообразом современного шкафа. Считается, что от сундука произошла вся современная мебель. Но сундуки из нашего быта не исчезли, они уменьшились в размерах и приобрели новое назначение. Так, на смену дорожным сундукам пришли чемоданы. Вот и получается, что пословица "Сказка ложь, да в ней намёк" не потеряла смысл в наши дни.
      
     Результаты исследования докладывались Шестаковым Георгием на III-й научно-практической конференции "ПУТЕШЕСТВУЯ, Я ПОЗНАЮ МИР" 27 апреля 2012 года (Ставрополь, СГУ).  
 
   
 
      При проведении исследования использовались материалы сайтов:
1. www.allskazki.ru – Все сказки мира. Крупнейшая библиотека сказок.
2. www.fairy-tales.su – Волшебный мир сказок: народные сказки, авторские сказки.
3. www.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
 
 
Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz