Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта







Матрёшка - символ русской культуры

Матрёшка  символ русской культуры 

Матрёшка – уникальное явление русской культуры. Однако вопреки устоявшемуся заблуждению она не является исконно русской игрушкой. В России матрёшка появилась в конце XIX века в Абрамцево, возле Сергиева Посада в Подмосковье. Вероятно, одним из прообразов современной матрешки послужили «писанки» – деревянные, полые внутри, расписные пасхальные яйца, издавна изготавливаемые на Руси. В большее яйцо вкладывалось меньшее, затем еще меньшее и т.д. По другой версии считается, что русские деревянные матрёшки – идея, взятая у японцев. Одним из прообразов матрёшки могла стать японская разъёмная фигурка буддийского мудреца Фукуруму, внутри которой помещались фигурки, меньшие по размеру. Другим – традиционная японская деревянная кукла кокеши (кокэси) в образе девочки, характерной особенностью которой является длинное тело цилиндрической формы без рук и ног.

1                       2      

1 – Мудрец Фукуруму

2 – Кукла кокеши (кокэси)

Считается, что эскиз первой матрёшки создал художник Сергей Малютин, а выполнил её токарь Василий Звёздочкин. Это была девочка в русском сарафане, в платочке, с чёрным петухом в руке. За девочкой с петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрёшки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. По преданию, кто-то увидел матрёшку и воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и называют игрушку матрёшкой.

Самая первая матрёшка, авторы С.Малютин и В.Звёздочкин

Точной даты создания матрёшки никто не знает, иногда её появление датируют 1893-1896 годами. По другой версии считается, что массовое производство матрёшек началось с 1890 года в Сергиевом Посаде, а в 1900 году русская матрёшка уже с успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. В 20-30-е годы ХХ века производство матрёшек развернулось в других районах России, ставших впоследствии традиционными центрами по их изготовлению – Вятка (Киров), Семёнов, Полховский Майдан и Крутец (Нижегородская область). Позднее «появились» воронежская, тверская и новокузнецкая матрёшки. 

Принцип изготовления многоместной разъёмной матрёшки до настоящего времени остается неизменным. Первой вытачивается самая маленькая, не открывающаяся фигурка, затем следующие, большие по размеру. Делают матрёшек из разной древесины, но лучшим материалом считается липа. Для получения гладкой поверхности токарная основа обязательно грунтуется крахмальным клейстером, затем сушится, расписывается красками и покрывается лаком. Классической темой для росписи матрёшек являются цветы. Традиционные матрёшки, выпускаемые на предприятиях народных художественных промыслов, имеют свои художественные особенности и отличительные черты. Названия матрёшкам даются исходя из места их изготовления.

                                                     Традиционные центры изготовления матрёшек

 

п/п

Название матрёшки

Характерные черты

Время возникновения

Место возникновения

1

Сергиево-посадская

(самая первая)

Приземистая форма, верх, плавно переходящий в утолщенную нижнюю часть фигурки. Это белолицая девушка в большом платке, ярком сарафане и переднике. Все детали одежды разного цвета. Основные цвета – красный (или оранжевый), жёлтый, зелёный и синий, а также чёрный, применяемый для «наводки». На фартуке и платке обязательно наличие узоров – цветов или просто точек.

1890-е годы

Московская область,

с. Абрамцево

2

Семёновская

(самая многоместная)

Относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. По всему наряду матрёшки изображены цветы. Основой композиции в росписи считается фартук, с изображением букета цветов, расположение которого смещено немного вправо. В росписи используется три цвета – красный, зелёный и жёлтый, варьирующие в сочетании цветов платка, сарафана и фартука.

1920-е годы

Нижегородская область, г. Семёнов

3

Хохломская

(самая золотая)

Форма как у семёновской матрешки. Расписывается традиционной хохломской росписью, для которой характерно сочетание золотого цвета с красным, чёрным и зелёным. Фирменные элементы росписи: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик, ягодки (брусника, смородина, рябина, клубника, крыжовник).

Середина ХХ века

Нижегородская область, г. Семёнов

4

Полховско-майданская (самая яркая)

Стройная, с покатыми боками, капризным, немного чопорным лицом, волосами, уложенными в замысловатые колечки. У неё нет ни платка, ни сарафана, ни фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами, у которых есть свои названия – большая роза, колокольчики, виноград и т.д.

1920-е годы

Нижегородская область, с. Полховский Майдан

5

Крутецкая

(самая редкая)

Строгие и весёлые, с руками и без рук, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок. Куклы в нарядах с крупными и мелкими цветами, с завитками, точками, ромашками и со сказочными цветами.

1960 год

Нижегородская область, д. Крутец

6

Вятская

(самая северная)

Это русская красавица с рыже-русыми волосами, большими голубыми глазами, длинными тёмными ресницами. Расписывается яркими красками с преобладанием красных тонов, а также инкрустируется ржаной соломкой.

Первое упоминание – 1924 год, массовое производство с 1937 года

Кировская область,

г. Вятка (ныне г. Киров)

7

Воронежская

(самая необычная)

Формой напоминает ваньку-встаньку. Наряд состоит из юбки-понёвы, черной в красную клетку, фартука-завески (или запана), расшитого лентами с кружевом, рубахи, рукава которой украшены геометрическим орнаментом, и платка (павлопосадского или барановского), завязанного узлом под подбородком.

1969 год (создатель – Елена Геннадиевна Матвеева)

г. Воронеж

8

Тверская

(самая гостеприимная)

Выпускается в образе хлебосольной хозяйки, держащей в руках самовар, чайник или чашку. В росписи используются элементы крестьянского костюма Тверской губернии. Основные цвета – синий или красный, в орнаменте костюма просматриваются мотивы местной вышивки и тверских ситцев ручной набойки. Обязательным является наличие старинного головного убора – кокошника или повойника.

1960-е годы

г. Тверь

9

Новокузнецкая, или кузнечанка

(самая молодая)

Это милая и застенчивая провинциалка. Основным в наряде матрёшки является фартук, расписываемый на темы детских сказок, былин, песенок и потешек. Особенность наряда – пышные цветкообразные рукава, заканчивающиеся полукружьями лепестков, выполненных в 2-3 цвета. Сами рукава заполняются цветами или горошком.

1993 год (создатель – Маргарита Леонидовна Даутова)

Кемеровская область,

г. Новокузнецк

Параллельно с выпуском традиционных матрёшек во многих регионах России существует изготовление авторских матрёшек, в которых традиционные черты «размываются». Это различные варианты русской девушки-крестьянки в народном костюме, русские богатыри, бояре и боярыни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Встречаются хрустальные и фарфоровые матрёшки; матрёшки «под гжель», «под Жостово», «под палех»; матрёшки с сюжетной росписью (герои сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.) и т.д. Новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая изображает русских царей, российских и зарубежных государственных и общественных деятелей, популярных артистов, спортсменов и др. 

Некоторые зарубежные искусствоведы и коллекционеры считают матрёшку шкатулкой. Видимо, потому, что она полая внутри, разбирается на две части и в ней можно что-то хранить. С ними трудно не согласиться, хотя изначально матрёшка не была предназначена для хранения каких-либо предметов, а выполняла роль многоместной развивающей игрушки. В музее «Мир шкатулок» собраны все традиционные виды матрёшек, авторские матрёшки из дерева, фарфора, а также традиционные японские куклы кокеши (кокэси) в виде шкатулок.

3                    4                   5  

3 сергиево-посадская матрёшка (дерево, роспись), автор Бузыкина Л.В.

полховско-майданская матрёшка (дерево, роспись)

крутецкая матрёшка (дерево, роспись)

6                      7                    8   

тверская матрёшка «Хозяюшка» (дерево, роспись), роспись Матвеевой Т.В.

семёновская матрёшка «Россияночка» (дерево, роспись)

новокузнецкая матрёшка «Кашка» (дерево, роспись), роспись Шнайдер И.

9                      10                    11   

вятская матрёшка «Любушка» (дерево, роспись, аппликация соломкой)

10 вятская матрёшка «Хоровод» (дерево, роспись)

11 вятская матрёшка «Сударушка» (дерево, роспись)

12                   13                    14      

12 матрёшка «Грушенька» (дерево, роспись)

13 матрёшки «Иван и Марья» (дерево, роспись)

14 авторская матрёшка «Золотая хохлома» (дерево, роспись), автор Каданцева И.А. (г. Домодедово)

 

15                    16                   17  

15 воронежская матрёшка (дерево, роспись), автор Филатова Е.В. (г. Воронеж)

16 авторская матрёшка «В сиреневой дымке рассвета» (дерево, роспись), автор Филатова Е.В. (г. Воронеж)

17 авторская матрёшка «Золотые руки» (дерево, роспись), автор Плесанова Е.А. (Карелия, г. Петрозаводск)

                 18                        19                 

18 гжельские матрёшки (фарфор с традиционной кобальтовой и многоцветной росписью), поточное производство (Московская обл., Гжельский куст)

19 – «Матрёна» (фарфор, роспись), авторы – скульпторы Сморгон Л.Н. и Дегтярёв А.В. (г. Санкт-Петербург, ЛЗФИ)

 

20                         

20 куклы кокеши, сделанные в виде шкатулок (пластмасса, деколь), Япония   

 

Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2017
Сайт создан в системе uCoz