Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта







Гжель: прошлое – настоящее – будущее народного художественного промысла

Гжель: прошлое – настоящее – будущее народного художественного промысла

Гжель – один из старейших традиционных народных промыслов нашей страны. Гжельская земля издавна славится гончарным производством, начало которому дали месторождения местных высококачественных глин, выходящих на поверхность. Существует две версии происхождение слова «гжель». Первая связана с глаголом «жечь» – «обжигать глину». Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой и фаянсовой посуды, попытки связать непонятное название местности с ее специализацией появились еще в XIX веке: «Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район».

По другой версии Гжель – это река (приток Москвы-реки), которая дала название волости, а позднее и селу Гжель. Само слово «гжель» имеет балтийское происхождение, встречается в западных районах России и Украине. Так, в левобережье верхнего Приднепровья протекает река Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области – река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто).

Гжель – район, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, состоящий из 27 сел и деревень, объединённых в «Гжельский куст». Это Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и др. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам Московской губернии, в настоящее время – Раменский район Московской области.

Первое официальное упоминание о Гжели как центре керамического производства засвидетельствовано в Духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты в 1339 году. По этому «завещанию» село Гжель передавалось во владение его старшего сына, князя Семёна. В дальнейшем село принадлежало великокняжескому роду – Дмитрию Донскому, затем Василию II и его потомкам. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годы.

Гжельская глина высоко ценилась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, как о же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».

Примечательно, что первый русский фарфор Д.И.Виноградова был сделан из гжельских глин. М.В.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».

С XVIII века гончарное дело становится основным занятием гжельцев. В первой половине XVIII века гончары изготавливали кирпичи, гончарные трубы, делали посуду, изразцы, а также детские игрушки, снабжая ими Москву. В середине XVIII века к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего майолику (грубую керамику) с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов – жёлтый, зелёный, лилово-коричневый, синий, белый. На изделиях изображались сказочные города, цветы, травы, фантастические животные и птицы. Часто роспись дополнялась лепными фигурками людей, зверей, птиц. В ассортименте не было крупных сервизов, преобладали отдельные предметы – кувшины, миски, тарелки. Особенно славились гжельские кумганы-квасники необычной круглой формы с отверстием в центре для льда.

В начале XIX века майолику сменил полуфаянс. Около деревни Минино была найдена светло-серая глина, ставшая основой полуфаянсовой массы. Благодаря этой глине, в гжельской посуде уменьшилась толщина стенок, сосуды стали более приземистыми и округлыми. Делали в основном квасники, кувшины и кумганы. Многоцветная роспись сменилась монохромной – синей, реже коричневой или зелёной. С середины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. Живописцы отказались от сюжетных мотивов, и перешли на орнаментальную роспись. Изображались разномасштабные цветки, листья, ромбики, кружочки, расположенные в несколько ярусов. Постепенно сложился гжельский растительно-геометрический орнамент, состоящий из гирлянд, поясков и бордюров.

В конце 20-х годов XIX века Афанасий Киселёв «нашёл» рецепт изготовления тонкого фаянса, расцвет которого пришелся на вторую четверть XIX века. Особенно славились изделия фабрики Тереховых и Киселёва из села Речицы, неоднократно экспонировавшиеся на промышленных выставках. Фабриканты удостоились золотой и серебряной медалей и получили наградные костюмы «за усовершенствование выделки фаянсовой посуды».

В 1810 году на гжельской земле Павлом Куликовым, уроженцем деревни Володино, был основан первый фарфоровый завод. П.Куликов, работая на заводе Отто в селе Перово, научился технике изготовления фарфора и открыл свое производство.

По сей день, гжельские старожилы рассказывают легенды о том, как секрет изготовления фарфоровой массы попал в Гжель: или с завода Гарднера в Вербилках, или с завода Отто в Перове близ Москвы. Краеведы рассказывают о неком отставном солдате Овечкине, узнавшем состав массы во время пребывания «на немецкой земле».

Желая сохранить секрет выработки фарфора, Павел Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего. Но к нему «в ненастную осеннюю ночь» залезли «два кузяевских смельчака» Г.Н.Храпунов и Е.Г.Гусятников и выкрали секреты. Они зарисовали устройство горна (печь для обжига изделий), захватили компоненты фарфоровой массы, и вскоре наладили собственное производство, составив конкуренцию Куликову.

Предприимчивые гжельские мастера быстро освоили новое направление, и оно распространилось по всей Гжели. Одним из центров производства фарфора стала деревня Кузяево, в которой один за другим открывались заводы Н.Храпунова (1815 год), П.Фомина (1800-е годы), М.Гусятникова (1817 год), братьев Новых (1818 год). В это же время открывались и другие известные заводы: Сафронова в деревне Короткой (1814 год), братьев Гулиных в деревне Фрязино (1818 год). Известными заводчиками были жители деревни Речица Тереховы и Киселев, Жадины, Рачкины. По всей Гжели мелкими предпринимателями организовывались живописные заведения, они забирали на фабриках «белье» – белые посуду или фигуры, расписывали их в своих избах, обжигали и сдавали обратно, а иногда сами продавали готовые изделия. Активно использовалась позолота, в многокрасочной надглазурной росписи преобладали цветочные гирлянды, вазоны и корзины с букетами. Совершенно новым явлением стала гжельская мелкая пластика – скульптуры, изображавшие дам, кавалеров, модниц и др.

К 40-е годам XIX века производство фарфора достигло наивысшего расцвета, сложился «гжельский фарфоровый куст». Основным ассортиментом выпускаемой продукции были чайники, чашки, тарелки, полоскательницы. Крупные предприятия (Новых, Храпунова, Тереховых-Киселёва, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых, Кузнецовых) не только выпускали оригинальную продукцию, но и маркировали ее. Мелкие предприниматели старались не клеймить изделия, пытаясь таким образом уйти от уплаты налогов.

В середине XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок. К концу XIX века ручная роспись сменилась механическими способами украшения – печатью и деколем, снизив художественные достоинства продукции.

Постепенно керамическое производство сосредотачивается в руках семьи Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. В 1832 году Терентий Кузнецов основал завод в Дулёве Владимирской губернии, в 1843 году – завод в Риге. К делу подключились родственники Кузнецова, и к концу XIX века Кузнецовы владели 18 предприятиями, 14 из которых находились на территории России. В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» с правлением в Москве. На заводах Кузнецовых сохранялись традиции народного фарфора и приёмы ручной кистевой росписи. 

После Великой Октябрьской революции 1917 года, в 1918-1919 годах в Гжельском районе все заводы и фабрики были национализированы. Семь из них, наиболее крупных и хорошо оснащенных, стали государственными заводами (бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве, М.М.Куринова в Речицах и др.). Само же искусство гжельского промысла пришло в полный упадок, и было предано забвению. Большинство гжельских заводов было переориентировано на выпуск продукции оборонного назначения, электротехническую и химическую.

Возрождение гжели началось в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой. Основой возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века. Н.И.Бессарабова не только создала ряд предметов нового ассортимента (кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы), но и обучила мастериц забытым приёмам свободной кистевой росписи. На предприятиях произвели модернизацию: для приготовления шликера (жидкой фарфоровой массы) внедрили электромешалки; в горнах вместо дров начали использовать мазут, позднее перешли на газовый обжиг.

В 1950-е годы был создан гжельский фарфор с традиционной одноцветной подглазурной росписью – синим кобальтом по белому фону. Кистями разной величины, длинными и короткими мазками мастера создают гамму до 30 оттенков синего цвета. Используется только кобальтовая краска, которая после обжига приобретает холодноватый синий цвет с переходами от светло-голубого размытого и почти прозрачного до тёмно-синего насыщенного. «Фирменным» гжельским рисунком считается «гжельская роза». Изделия, созданные в 1950-е годы, положили начало современному гжельскому фарфору – округлые кувшины, вазы с высоким горлом и вазы в форме горшочка, чайник, тулового которого – толстый диск, поставленный ребром на четыре ножки. Выпускалась художественная продукция на производственном объединении «Гжель» и Кузяевском фарфоровом заводе. ПО «Гжель» специализировалось на подглазурной кобальтовой росписи, Кузяевский завод – на многоцветной надглазурной росписи.

В 1980-е годы в СССР было принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления (ТНП). Гжельским заводам, выпускающим технический фарфор, было поручено освоить выпуск предметов домашнего обихода. На каждом заводе были открыты участки ТНП, где занимались выпуском не только посуды, но и делали статуэтки, декоративные тарелки, шкатулки и др.

После перестройки и распада Советского Союза многие предприятия лишились основных заказов на технический фарфор, а спрос на художественные изделия с кобальтовой росписью постепенно возрастал. Сейчас «Гжельский куст» это более сотни предприятий и частных мастерских, выпускающих, как авторские, так и поточные изделия: ЗАО «Объединение Гжель», ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ООО «Гжельский завод Электроизолятор», ООО «Галактика и Компания», ООО «Звезда Гжели», ООО «Гжельские узоры», ПТП «Жгель», частные мастерские гжельских художников (Черновых Л.А. и В.В., Ширенина Ю.В., Сидорова А.С., Мамонтова С.В., Дрезгунова И.Ю., Морозова И.Н., Мухина Ю.М., Киселева А.В., Исаева С.В.) и др. Ассортимент выпускаемых изделий поражает своим разнообразием – вазы, чайные и кофейные пары, сервизы, чайники, фруктовницы, подсвечники, салфетницы, шкатулки, плакетки, часы и многое другое. На некоторых изделиях применяется «насечка» золотом. ООО «Керамика Гжели» специализируется на поставках сырья и оборудования, необходимых для гжельского художественного промысла. 

В 2002 году в посёлке Электроизолятор на базе силикатно-керамического техникума, основанного в 1931 году, был открыт Гжельский художественно-промышленный институт. В 2015 году институт переименован в Гжельский государственный университет, в котором готовят специалистов в области народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Это единственный университет, расположенный в сельской местности.

В июне 2014 года предпринимателями, заинтересованными в развитии Гжели как центра керамики, было создано Некоммерческое партнерство «Палата народных промыслов и ремесел» (НП «ПНПР»). В НП вошли ведущие предприятия и организации Гжели. Основные направления деятельности Палаты: содействие в объединении усилий членов Партнёрства для всестороннего развития традиций художественных промыслов и ремесел; содействие в создании туристического кластера с целью повышения конкурентоспособности территории Гжели, как составной части Раменского района на туристическом рынке; содействие в организации национальных и международных выставок. Палата регулярно проводит семинары, конференции, фестивали и другие мероприятия для популяризации народных промыслов.

К сожалению, в регионе с многовековой историей гончарного промысла до сих пор нет музея гжельского народного художественного промысла. Постоянная экспозиция «Страницы истории гжельского промысла» действует в Раменском историко-художественном музее (город Раменское, Московская область). Музеи (ассортиментные кабинеты) есть на предприятиях – ЗАО «Объединение Гжель», ООО «Галактика и Компания», ООО «Гжельский завод художественной росписи», ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» и в ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет». Коллекция гжельской скульптуры представлена в домашнем музее Сергея Валентиновича Малкина «Скульптура мастеров Гжели» (свыше 3300 изделий 35 авторов). В ставропольском музее «Мир шкатулок» собрана коллекция гжельских шкатулок (более 200 экспонатов) как с традиционной кобальтовой, так и с многоцветной росписью.

В марте 2016 года нам удалось посетить Гжель. Во время экскурсии по предприятиям и мастерским художественного промысла, организованной С.В.Малкиным при участии НП «Палаты народных промыслов и ремесел», наша делегация познакомилась с историей, традициями создания гжельского фарфора, мастерами известного на весь мир художественного промысла.

                              

                             

Посещение музея ЗАО «Объединение Гжель» произвело на нас неизгладимое впечатление. В содержательном рассказе экскурсовода предстала галерея Мастеров Гжельского художественного промысла: тех, кто стоял у истоков традиции, кто развивал её, привнося своим талантом и трудолюбием новые краски и формы. Н.И.Бессарабова, Т.С.Дунашова, Л.П.Азарова, Н.Б.Квитницкая, З.П.Окулова, А.Н.Федотов, В.И.Авдонин, И.А.Хазова, В.В.Неплюев, С.В.Жукова, Ю.Н.Гаранин, П.Н.Гордеев, И.В.Коршунова, В.В.Чепрасова, Г.В.Денисов – вот далеко не полный перечень замечательных Мастеров Гжельского промысла.

                                 

В музее собраны изделия, выпускаемые с конца XIX века. К сожалению, такие шкатулки уже не делают...

                             

                            

                             

Также мы посетили авторские мастерские художников Гжели: Елены Сухоруковой, Юрия Ширенина, Алексея Сидорова, Сергея и Галины Мамонтовых, Игоря Морозова, Юрия Мухина. У каждого мастера свой творческий почерк, свой неповторимый стиль, своё лицо и … свои ШКАТУЛКИ

                             

Коллекция музея «Мир шкатулок» пополнилась замечательными экспонатами, привезёнными с Гжельской Земли.

                                                                      

Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz