Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта






Уральское камнерезное искусство (Россия)

        Уральское камнерезное искусство начало складываться на рубеже XVII-XVIII вв. В I-й половине XVIII века в Екатеринбурге была открыта специальная гранильная фабрика по обработке самоцветов. В связи со строительством Петербурга на фабрике изготавливались балюстрады, лестницы, колоны, вазы, высотой до 1,5 метров.
       С 1765 года на Урале начинаются целенаправленные поиски и освоение месторождений цветных поделочных камней. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таёжного Урала к 1785 году "объявили" более чем о трёхстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.
       В это же время на Урале открывается ряд камнерезных заводов. Камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской фабрики, которая уже к 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты гранения самоцветов "розой", "грушей", круглым и овальным "капюшоном" (кабошоном), в "звездочку", четырехсторонней, ленточной и восьмиугольной гранью и т.д. От местной знати, заезжих чиновников и военных гранильщики получали заказы на изготовление кафтанных пуговиц из яшмы, табакерок из малахита, разных пряжек и вставок к часовым цепочкам.
       После реформы 1861 года, получив "вольную", гранильщики стали трудиться на дому. В промысле начала складываться специализация. В одном доме семья делала брелки, в другом – пасхальные яйца, в третьем – пепельницы, в четвертом – спичечницы в виде башмака. Вблизи уральских камнерезных заводов образовалось множество мелких кустарных мастерских, где из твердых поделочных камней делались табакерки, подсвечники, шкатулки, крышечки которых украшали резными объемными ягодами и листочками. Кустари начали использовать поделочные камни для украшений – изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, в брошах, браслетах, сережках, запонках использовали яшму. К 1880-м гг. складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях (Березовском, Нижне-Исетске, Мраморском, Полевском, Уктусе). 
       Особенно популярным у мастеров был селенит, из которого вытачивались бочонки, туалетные коробочки, пасхальные яйца и др. Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, но к началу XX века почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от заказчиков. Крупные скупщики держали мастерские и магазины, имели доступ на ярмарки в Ирбите и Нижнем Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера не заботились об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и вымирал. Возрождение камнерезного промысла началось в 20-30-х гг. ХХ века. Какая часть мастеров по-прежнему работала на дому, а некоторые кустари-одиночки объединялись в артели и коллективные мастерские. Постепенно сложились крупнейшие центры уральского камнерезного искусства – Кунгур, Красный Ясыле, Свердловск, Нижний Тагил, Челябинск, Куса.
       Современные камнерезы из цветных поделочных камней (ангидрит, кальцит, селенит, талькохлорит, змеевик, яшма, родонит, чароит, мрамор) изготавливают скульптуру малых форм, декоративные вазы, шкатулки, коробочки, часы, подсвечники, письменные приборы, декоративные панно, а также ювелирные украшения в сочетании с золотом, серебром и мельхиором. В художественном оформлении изделий мастера используют каменную крошку, гравировку, объёмную резьбу (глиптика).

     


 
Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz