Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта






Керамика, фаянс, фарфор
 
     Гончарное ремесло известно с древнейших времён. Глина была повсеместно распространенным и доступным материалом, из которого можно было вылепить всё что угодно. Свои первые горшки, ещё не зная гончарного круга, человек лепил из лент глины – налепом. Готовые изделия он украшал давленым узором, при помощи пальцев и камешков. Вылепленный сосуд после сушки обжигался на костре. Любили делать посуду яйцевидной формы, с заостренным дном, хорошо втыкавшимся в песок. С открытием обжига глиняные изделия (посуда и утварь) стали самыми необходимы предметами в быту.
       В IX-X на Руси появился гончарный круг, который упростил и ускорил изготовление глиняной посуды. В X-XII вв. в Киевской Руси гончарное производство достигло высокого уровня, изготовлялась не только посуда, но и архитектурная керамика. Глиняные изделия украшались орнаментом в виде ямок, вмятин, прямых и волнистых линий. Археологические раскопки в районе Москвы свидетельствуют о развитии русской керамики в XVI-XVII вв. Среди найденных предметов есть красные терракотовые (непокрытые глазурью) и глазурованные кувшины, миски, изразцы для облицовки печей, игрушки. Одним из видов украшения изделий было покрытие и роспись ангобом – жидкой глиной другого цвета, отличного от цвета сосуда. Ангоба наносилась перед обжигом.
       В XVII-XVIII вв. применялось лощение посуды – нанесение блестящих полос с помощью гладкого камня или кости на не совсем высохший и не обожженный сосуд. В России изготавливали краснолощёную и чернолощёную керамику. Краснолощёная керамика имела естественный цвет глины, а чернолощёная получалась задымлением изделий при обжиге в коптящем пламени без доступа кислорода в топку. В результате лощения получались блестящие изделия с прочным черепком. Лощеная керамика (кувшины, фляги, бочонки) изготавливалась во многих районах России, процесс ее изготовления сохранился до наших дней. Другим, более простым, способом украшения посуды была обварка, которая заключалась в том, что горячие горшки, вынутые из печи, сразу же окунались в мучную болтушку. При этом черепок становился крепче, а на поверхности изделия появлялись коричневые пятна и точки, образующие естественный орнамент.
       С 40-х гг. XVIII века начался выпуск майолики – посуды с синей и многоцветной (жёлто-зелёно-коричневой) росписью, которую наносили на сырую поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). В конце XVIII века майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом (изделия из белой глины, покрытые бесцветной прозрачной глазурью и украшенные одноцветной подглазурной росписью) и фаянсом.
       В XVIII веке с открытием русским учёным Д.И.Виноградовым секрета изготовления фарфора начался выпуск тонкостенной керамики. Процесс изготовления фарфоровых изделий очень сложен и остаётся неизменным в наши дни. Например, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. Фарфоровая масса изготавливается из смеси каолина (белой глины), кварца, полевого шпата, кварцевого песка, гипса, глинозёма и включает до 40 различных добавок. Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. За счёт того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определённой толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается, и из неё извлекается пока еще хрупкое изделие, подлежащее оправке и последующей сушке. Прочность фарфора достигается за счёт высокой температуры обжига, вначале "утельного" – до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования – "политого", при температуре 1380-1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что учитывается при создании формы.
       Анималистическая скульптура и мелкая пластика изготавливаются из "мягкого" фарфора, обжигаемого при температуре до 1280°С. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.
       Тонкостенный костный фарфор отличается повышенной белизной, просвечиваемостью и тонкостью. В состав массы входят фосфаты кальция – зола костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. Украшаются изделия из фарфора и фаянса подглазурными и надглазурными красками. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются при температуре до 1000°С. Подглазурные краски более долговечны, т.к. сверху защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах (720-860°С), имеют обширную цветовую палитру. При обжиге многие краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.
       Параллельно с фарфором и фаянсом продолжало развиваться гончарное производство. В XIX – начале XX вв. гончарную посуду украшали цветными глазурями, процарапыванием, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Производство керамики было развито во многих российских городах, селах и деревнях. В каждом районе существовали свои пластические, технологические и художественные особенности изготовления глиняных изделий, развившиеся в дальнейшем в народные художественные промыслы.  
       Современные глиняные изделия называют керамикой, к которой относят терракоту, майолику, фаянс и фарфор.
       Керамика – изделия, с пористым черепком, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями.
      Терракота – неглазурованные керамические изделия с пористым черепком, обычно красного, коричневого или кремового цвета.
       Майолика – технология росписи предметов из красной глины, при которой черепок полностью покрывается глазурью, изделие расписывается по сырой эмали, а затем обжигается в специальной печи. Производство майолики зародилось на испанском острове Майорка, от которого даже частично заимствовано название. Именно там, в XVI веке впервые появились изделия из гончарной глины, покрытые цветной глазурью. В Россию майолику завезли голландцы и итальянцы при Петре I.
      Глазурь – декоративное стекловидное покрытие на керамике, закреплённое обжигом; может быть прозрачным или непрозрачным, бесцветным или окрашенным.
       Фаянс – керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белого цвета), покрытые глазурью. Слово "фаянс" происходит от названия итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства.
      Фарфор – керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца), имеющие спёкшийся, водонепроницаемый, белый, просвечивающийся в тонком слое черепок без пор. Различают фарфор, покрытый глазурью и неглазурованный (бисквит).
 
   
 
    
 
    
 
   


Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz