Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта






Финифть и филигрань 
 
       Эмаль (финифть) – одна из древнейших техник в декоративно-прикладном искусстве, издавна применяемая для украшения предметов из золота, серебра и меди. Эмаль была известна ещё в Древнем Египте. К наиболее ранним изделиям с эмалью на территории Руси относятся украшения с выемчатой эмалью, датированные IV-V вв. Технику изготовления цветных эмалей русские мастера заимствовали из Византии. Первое упоминание о финифти (финифть – древнерусское название эмали) встречается в летописи 1175 года.
       Наибольшего расцвета в России искусство эмали достигло в XVII веке, крупными центрами по производству эмалевых (финифтяных) изделий становятся северорусские города – Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда. Во II-й половине XVII века славилась "усольская эмаль" работы сольвычегодских мастеров. Усольские эмали выделялись многоцветием и выполнялись на белом фоне. Основную палитру составляли красные, лиловые, жёлтые, коричневые, зелёные, розовые и синие тона. Однако расцвет усольских эмалей не был продолжительным. Уже в начале XVIII века на смену расписным эмалям приходят однотонные – белые, синие, зелёные, которые полностью покрывают предмет. Одним из центров эмальерного искусства становится Великий Устюг. Великоустюжские мастера использовали белую эмаль как фон для цветных эмалей по скани. Сканый узор (узор из тонкой металлической проволоки, гладкой или свитой в верёвочки) напаивался на поверхность изделия, в ячейки раскладывалась многоцветная эмаль, производился обжиг, а выступающие перегородки отшлифовывались, это образовывало так называемую "перегородчатую эмаль", или эмаль по скани. Другим, крупнейшим, центром эмальерного искусства становиться Петербург, где изготавливались миниатюрные портреты на эмали, а также эмалью украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена.
        Традиционные технологии изготовления финифти и филиграни сохранены и поныне. В основе всех изделий с эмалью находится тонкая, тщательно очищенная, медная пластина со специальными углублениями – ячейками. По углублениям пластины раскладывается эмалевый порошок – это стекловидная масса, которая смешивается с водой до консистенции густого теста. Затем изделие подвергается обжигу при температуре 750ºС. Во время обжига эмаль расплавляется и заполняет ячейки. Прокаленная пластина расписывается огнеупорными красками, которые до обжига имеют одинаковый серый цвет, и опять обжигается. После обжига эмаль приобретает цвет, блеск и прозрачность. Для изготовления филигранных изделий используются скрученные проволочки и "зернь" (маленькие шарики). Техника филиграни состоит в следующем – узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и соединяют при помощи пайки. Объёмные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку.


Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz