Музей "Мир шкатулок"

Меню сайта






Дерево

Дерево издавна было самым универсальным материалом. Археологические находки свидетельствуют, о том, что раньше вся Русь была деревянной. Из дерева и дома строили, и посуду вырезали. Начиная с XI-XII вв. русские плотники и столяры возводили деревянные постройки, вырезали кадки, ковши, корыта, ложки, чашки. Мастера использовали разнообразные инструменты – топоры, пилы, молотки, ножи, долота, сверла, резцы, стамески. До наших дней сохранилось сравнительно немного памятников деревянного зодчества. Самым выдающимся является Кижский погост в Карелии. Большинство других сохранившихся памятников деревянной архитектуры расположено в Костромской области, Поволжье, Сибири и на Урале. Из дерева возводили крепости, храмы, мосты, жилые и хозяйственные постройки, которые украшались искусной резьбой. Как правило, украшались доски-причелены, наличники и крыльцо. Мастера-резчики занимались и внутренней отделкой помещений. В некоторых церквях сохранились резные иконостасы, которые когда-то казались золотыми. Их вырезали из дерева, богато украшали резьбой и покрывали позолотой.
На Русском Севере была распространена геометрическая резьба, которая считается одной из самых древних. Искусство резьбы состояло в получении узора из ромбов, треугольников, звездочек, кругов, квадратов, полосок. Геометрические узоры выполнялись в технике трёхгранно-выемчатой и контурной резьбы. Основу трёхгранно-выемчатой резьбы составляли различные выемки, состоящие из трёх граней, а в основе контурной резьбы находилась тонкая углублённая линия.
В начале XIX века в Среднем Поволжье распространение получила глухая или рельефная резьба – с глухим, то есть не прорезанным фоном и высоким рельефом узора. Для рельефа был характерен заглубленный фон, для узора – растительные завитки, декоративные розетки, виноградные грозди, птицы-сирины, девы-"обереги" с хвостами русалок. Края узора слегка заоваливались или округлялись. С середины XIX века распространяется ажурная прорезная резьба, в которую перешли элементы геометрической и рельефной резьбы (например, круглые солнечные розетки – Солярные знаки). 
Из бытовых предметов самой украшаемой всегда была прялка. Были выработаны определенные типы композиций украшения прялок, характерные для различных районов, но всегда связанные с определенным назначением прялки. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Прялку дарил молодой человек своей суженой, она переходила по наследству от бабушек и матерей. При украшении прялок применялись все виды резьбы.
При украшении посуды использовалась объемная или скульптурная резьба. Вырезались ложки с фигурными ручками, края чашей и ковшей обрамлялись резными объемными головками коней и птиц. На севере были распространены солонки-утицы. Братины, ковши для воды и меда вырезались в виде птицы с туловом – широкой чашей, а голова и хвост исполняли роль ручек. 
         
                
  
                           
 
Для изготовления мебели, начиная с XVII века, мастера применяли технику мозаики и инкрустацию. Инкрустация – отделка и украшение изделий из дерева, когда в поверхность дерева (например, в столешницу или спинку стула) врезаются декоративные элементы, выполненные из ценных пород дерева другого цвета, а также из перламутра, соломки или металла. Мозаика – техника набора рисунка или узора из разноцветных кусочков дерева. Наиболее ярким примером мозаичных работ являются полы в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в музеях Останкино, Архангельское и Кусково под Москвой. Техника мозаики и инкрустация применяются и в наши дни для украшения предметов быта.  
Новым веянием моды считается декупаж (от француского Decouper – вырезать). Это декоративная техника по ткани, дереву, керамике и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, ткани, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются на различные поверхности для декорирования. Как вид искусства декупаж впервые упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки использовались для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака. Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, с дорисовкой мелких деталей.
Нередко в современном декоративно-прикладном искусстве применяется искусственное состаривание предметов – эффект растрескивания красочного слоя. Это придает предмету "дух старины". Сетку трещин получают путём нанесения специальных кракелюрных лаков (кракелюр – трещина красочного слоя или лака в произведениях живописи). Для того чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования.


Все права на материалы сайта mirshkatulok.ru защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. © Anzhelika&Co 27 сентября 2010-2016
Сайт создан в системе uCoz